Мастер-класс по теме «Создание пособий по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности по обновленным ФГОС»

Авторы:
Савельева Вера Викторовна
Светлолобова Светлана Борисовна

Презентация

opyt-soz-01
opyt-soz-02
opyt-soz-03
opyt-soz-04
opyt-soz-05
opyt-soz-06
opyt-soz-07
opyt-soz-08
opyt-soz-09
opyt-soz-10
PlayPause
previous arrow
next arrow
opyt-soz-01
opyt-soz-02
opyt-soz-03
opyt-soz-04
opyt-soz-05
opyt-soz-06
opyt-soz-07
opyt-soz-08
opyt-soz-09
opyt-soz-10
previous arrow
next arrow

Статья

Теоретическая часть

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из школьных предметов и на занятиях по внеурочной деятельности.
В связи с запросом Министерства образования, в прошлом учебном году нами была разработана программа внеурочной деятельности для учащихся 1- 4 классов по ликвидации дефицита знаний. С сентября этого учебного года многие педагоги начали работать по этой программе.

Все столкнулись с проблемой: программа есть, а учебного пособия нет. Каждый учитель для себя решает сам, какой материал он возьмёт на конкретное занятие для реализации этой программы. Но, самое главное, каждое занятие должно развивать функциональную грамотность в рамках обновленных ФГОС (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, креативное мышление, глобальные компетенции).

При создании учебного пособия необходимо учитывать цель – ликвидировать дефицит знаний учащихся.
Существуют правила при создании пособий.
• Язык пособия должен быть понятным и учитывать детскую психологию, например, не стоит строить слишком длинные фразы. Рекомендуемая длина предложения не должна превышать 16 слов. Причастные и деепричастные обороты необходимо свести до минимума.
• Главные составляющие качественной учебной книги: текст и иллюстрации.
• В пособии не должно быть слишком много незнакомых слов.
• Вес пособия в начальной школе не может превышать 300 г
• Все материалы не должны противоречить фундаментальным основам учебных дисциплин.
• Пособие построено по принципу мини-макса.
• Система заданий должна быть построена по принципу усложнения.
• Необходима диагностическая работа в начале и конце учебного года.
В процессе создания школьного пособия необходимо учитывать основные дидактические принципы: систематичности, доступности, наглядности, сознательного и активного участия.
Формы и методы, способствующие формированию функциональной грамотности: групповая и игровая формы работы; творческие и тестовые задания; практическая работа; ролевые и деловые игры; исследовательская деятельность.
У нас есть опыт создания авторских программам и пособий. Нет какой-то общей структуры по написанию учебного пособия: всё зависит от предмета и целей программы. Все программы и УМК имеют рецензии и рекомендации к распространению в общеобразовательных школах. Хочу представить вам структуру некоторых пособий.

Пособие «ПТЗ» 1-4 классы имеет нестандартную структуру в связи с тем, что программа интегрированная обще интеллектуальная: текст по теме, задание на внимание, памяти, орфографической зоркости, творческое задание, решение задачи, творческая мастерская (по технологии и изобразительному искусству). Итоговое занятие «Проверь себя».

Например, пособие «33 ступени к успеху» (1 класс) содержит игры-упражнения, которые способствуют развитию навыков правильного, беглого, сознательного чтения, развивают память, внимание. Структура каждой ступени содержит 11 упражнений, которые от занятия к занятию усложняются.

Пособие «Учимся правильно читать и излагать мысли» для 2-4 классов построено по такой структуре: есть текст, вопросы к нему на осмысленность чтения, далее детям предлагается выполнить задание: делят текст на законченные по смыслу части, выделяют в них главное, находят опорные слова, определяют тему произведения и его смысл в целом, составляют план прочитанного и пересказывают содержание. Сложность заданий постепенно увеличивается. Пособие содержит диагностическую работу (на начало и конец учебного года для 2-4 класса).
Цель мастер-класса: провести аналитическую работу по разработке структуры пособия по ликвидации дефицита знаний, показать структуру учебного пособия по данной программе, которую мы разработали с моей коллегой, Светлолобовой С.Б., обсудить с Вами, проанализировать её, сделать выводы.
Итогом мастер-класса станет коллективное составление кластера по пособию «Ликвидация дефицита знаний».
В нашей программе 4 блока «Чтение», «Математика», «Русский язык», «Развитие психических познавательных процессов». Каждый класс уникален: обучающиеся отличаются уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития. Всё это влияет на способность учиться.

Практическая часть

У каждого из вас есть заготовка кластера. Предлагаю Вам заполнить его по 4 блокам программы (3-4 минуты). Вам нужно записать разделы, которые, по вашему мнению, необходимо включить в пособие. Затем мы преступим к коллективному обсуждению: сравним ваш кластер с тем, что получилось у нас.
Завершаем работу и приступаем к обсуждению.
Обсуждение (открываю по 1 ячейке кластера). В процессе обсуждения каждый из вас может корректировать свой кластер.
• Поднимите руку, у кого совпал раздел по данному блоку.

• Считаете ли вы рациональным использование заданий такого раздела?
Благодарим всех за участие в работе и желаем реализовать задачу: создать пособие для своего класса по данной программе.

Дополнительный материал:

Программа по внеурочной деятельности «Успешный школьник» по ликвидации дефицита знаний учащихся 1-4 классов

Савельева В.В., Светлолобова С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по внеурочной деятельности​​ 

«Успешный школьник»

По​​ ликвидации дефицита знаний учащихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по ликвидации дефицита ​​ знаний учащихся ​​ «Успешный школьник» для обучающихся 1-4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь­ного общего образования Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования (да­лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори­теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования, обострили проблему школьной неуспеваемости. В каждом классе есть учащиеся, которые не усваивают учебную программу. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для продуктивного обучения ребенка в среднем и старшем звене.

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для всех обучающихся. На ее достижение направлена реализация программы внеурочной деятельности по ликвидации дефицита ​​ знаний учащихся ​​ «Успешный школьник» для 1-4 классов,​​ где каждый ученик сможет восполнить недостающие знания, сформировать ключевые компетенции. Направленность программы – социально-педагогическая.

Цель программы​​ – ликвидация дефицита знаний через развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:​​ 

  • развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: ​​ памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин в практической деятельности.

Программа представляет​​ собой ​​ систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 4 года обучения. Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю.​​ 

Количество часов по годам обучения:​​ 

1 год обучения – 33 часа в год (1 раз в неделю по 35 минут);

2 год обучения -34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);

3 год обучения – 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);

4 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут).

Формы занятий:​​ 

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ​​ ролевая и деловая игра;​​ 

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:​​ 

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;​​ 

  • ​​ индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • ​​ групповой – организация работы в группах;​​ 

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Содержание ​​ программы

Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха и орфографической зоркости. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия и описания ​​ предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию ​​ наблюдательности. Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения ​​ задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие ​​ связной речи. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Игры-упражнения для развития техники чтения. Осмысленность чтения.​​ Овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации), приёмами понимания и анализа текстов; умениями, навыками различных видов устной речи. Определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Приобщение к литературе как искусству слова.​​ Активизация, расширение словаря детей. ​​ Работа со словарями, справочными изданиями, энциклопедиями - гарант успешности в работе над пониманием слова. Работа с алгоритмом учебных действий при работе с текстом,​​ деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, выделение опорных слов, определение темы произведения и его смысла в целом, составление плана прочитанного и пересказ его содержания.

Ожидаемые результаты, способы определения их результативности

Личностными результатами​​ изучения курса является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

Метапредметными результатами​​ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • читать и пересказывать текст;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами​​ изучения курса являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • итоговый контроль;

  • самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

Перед тем, как проводить занятие с детьми, учитель​​ выявляет в знаниях учащихся пробелы, которые требуют быстрой ликвидации (фактический уровень знания детей).

Диагностические работы ​​ в начале и конце года ​​ можно ​​ проводить, используя  ​​​​ пособия Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б. «Учимся правильно читать и излагать мысли» 1-4 класс. На ​​ предложенном материале ​​ рекомендовано выполнить задания (по выбору учителя), например: найди «опасные» места, поставь ударение, обведи все буквы «б», зачеркни все буквы «у», составь задачу по рисунку, которая будет решаться ​​ в 1 (2 или 3 действия) и реши её.

Рекомендовано на каждом уроке брать темы из разных блоков.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название, содержание блока​​ 

Количество часов

1

Блок «Чтение»

Игры-упражнения «Найди лишнюю букву», «Найди лишнее слово», «Быстрый взгляд», «Составь слова», «Успех», «Особенная буква», «Успей за мной», «Читай только последний слог», «Читай через слово», «Подчеркни слово», «Диктор».

Чтение текста. Ответы на вопросы по содержанию текста. Перескажи текст. Назови «опорные» слова. Укажи, ​​ в каком порядке происходили события ( расположи предложения в нужном порядке). Дополни план. Раздели рассказ на смысловые части и составь план и др.

 

9

2

Блок «Математика»

Реши примеры ( за 1 минуту), составь задачу по картинке, составь и реши обратную задачу, скопируй рисунок по клеткам, начерти геометрическую фигуру, найди отличия, выполни графический диктант, сравни величины, распредели предметы, числа, числовые выражения по группам, найди неизвестный компонент и др.

9

3

Блок «Русский язык».​​ 

Спиши предложение, поставь ударение, найди ​​ «опасные» места, определи части речи, назови орфограмму, найди проверочное слово, измени слова по образцу, поставь предложения в нужном порядке, дополни рассказ, вставь нужную букву, сделай звуковую запись слова ​​ и др.

9

4

Блок «Развитие ​​​​ психических познавательных процессов»

Отгадывание загадок, посчитай количество многоугольников, ​​ найди отличия, закономерность; задания со спичками, ребусы, запомни увиденные изображения и нарисуй по памяти и др.​​ 

7

 

Итого

34

 

Список ​​ литературы

1. Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней

общеобразовательной школы / С.А. Амбалова // Азимут научных исследований:

педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). - С. 280-283.​​ 

2. Антипова И.В. Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая

проблема / И.В.Антипова, Л.Ф. Алимская //Инновационные стратегии развития

педагогического образования: сб. науч. трудов ХШ междунар. очно-заочной науч.-метод.

конф.: в 2 ч. - 2017. - С. 12-14

3. Богданова В.В. Особенности формирования познавательной активности у

слабоуспевающих младших школьников / В.В. Богданова, Е.В. Коломенская //

Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2017. - № 6. - С. 3-10.​​ 

4. Бойко И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике

неуспеваемости младших школьников / И.Н. Бойко // Прикладная психология:

современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб.

материалов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения. - 2017. - С. 131-134.​​ 

5. Гафарова Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения

этой проблемы / Р.И. Гафарова, Е.В. Головнева // Научный альманах. - 2017. - № 2-2 (28).​​ 

С. 77-80.​​