Мастер-класс по теме «Создание пособий по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности по обновленным ФГОС»

Авторы:
Савельева Вера Викторовна
Светлолобова Светлана Борисовна

Презентация

opyt-soz-01
opyt-soz-02
opyt-soz-03
opyt-soz-04
opyt-soz-05
opyt-soz-06
opyt-soz-07
opyt-soz-08
opyt-soz-09
opyt-soz-10
PlayPause
previous arrow
next arrow
opyt-soz-01
opyt-soz-02
opyt-soz-03
opyt-soz-04
opyt-soz-05
opyt-soz-06
opyt-soz-07
opyt-soz-08
opyt-soz-09
opyt-soz-10
previous arrow
next arrow

Статья

Теоретическая часть

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из школьных предметов и на занятиях по внеурочной деятельности.
В связи с запросом Министерства образования, в прошлом учебном году нами была разработана программа внеурочной деятельности для учащихся 1- 4 классов по ликвидации дефицита знаний. С сентября этого учебного года многие педагоги начали работать по этой программе.

Все столкнулись с проблемой: программа есть, а учебного пособия нет. Каждый учитель для себя решает сам, какой материал он возьмёт на конкретное занятие для реализации этой программы. Но, самое главное, каждое занятие должно развивать функциональную грамотность в рамках обновленных ФГОС (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, креативное мышление, глобальные компетенции).

При создании учебного пособия необходимо учитывать цель — ликвидировать дефицит знаний учащихся.
Существуют правила при создании пособий.
• Язык пособия должен быть понятным и учитывать детскую психологию, например, не стоит строить слишком длинные фразы. Рекомендуемая длина предложения не должна превышать 16 слов. Причастные и деепричастные обороты необходимо свести до минимума.
• Главные составляющие качественной учебной книги: текст и иллюстрации.
• В пособии не должно быть слишком много незнакомых слов.
• Вес пособия в начальной школе не может превышать 300 г
• Все материалы не должны противоречить фундаментальным основам учебных дисциплин.
• Пособие построено по принципу мини-макса.
• Система заданий должна быть построена по принципу усложнения.
• Необходима диагностическая работа в начале и конце учебного года.
В процессе создания школьного пособия необходимо учитывать основные дидактические принципы: систематичности, доступности, наглядности, сознательного и активного участия.
Формы и методы, способствующие формированию функциональной грамотности: групповая и игровая формы работы; творческие и тестовые задания; практическая работа; ролевые и деловые игры; исследовательская деятельность.
У нас есть опыт создания авторских программам и пособий. Нет какой-то общей структуры по написанию учебного пособия: всё зависит от предмета и целей программы. Все программы и УМК имеют рецензии и рекомендации к распространению в общеобразовательных школах. Хочу представить вам структуру некоторых пособий.

Пособие «ПТЗ» 1-4 классы имеет нестандартную структуру в связи с тем, что программа интегрированная обще интеллектуальная: текст по теме, задание на внимание, памяти, орфографической зоркости, творческое задание, решение задачи, творческая мастерская (по технологии и изобразительному искусству). Итоговое занятие «Проверь себя».

Например, пособие «33 ступени к успеху» (1 класс) содержит игры-упражнения, которые способствуют развитию навыков правильного, беглого, сознательного чтения, развивают память, внимание. Структура каждой ступени содержит 11 упражнений, которые от занятия к занятию усложняются.

Пособие «Учимся правильно читать и излагать мысли» для 2-4 классов построено по такой структуре: есть текст, вопросы к нему на осмысленность чтения, далее детям предлагается выполнить задание: делят текст на законченные по смыслу части, выделяют в них главное, находят опорные слова, определяют тему произведения и его смысл в целом, составляют план прочитанного и пересказывают содержание. Сложность заданий постепенно увеличивается. Пособие содержит диагностическую работу (на начало и конец учебного года для 2-4 класса).
Цель мастер-класса: провести аналитическую работу по разработке структуры пособия по ликвидации дефицита знаний, показать структуру учебного пособия по данной программе, которую мы разработали с моей коллегой, Светлолобовой С.Б., обсудить с Вами, проанализировать её, сделать выводы.
Итогом мастер-класса станет коллективное составление кластера по пособию «Ликвидация дефицита знаний».
В нашей программе 4 блока «Чтение», «Математика», «Русский язык», «Развитие психических познавательных процессов». Каждый класс уникален: обучающиеся отличаются уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития. Всё это влияет на способность учиться.

Практическая часть

У каждого из вас есть заготовка кластера. Предлагаю Вам заполнить его по 4 блокам программы (3-4 минуты). Вам нужно записать разделы, которые, по вашему мнению, необходимо включить в пособие. Затем мы преступим к коллективному обсуждению: сравним ваш кластер с тем, что получилось у нас.
Завершаем работу и приступаем к обсуждению.
Обсуждение (открываю по 1 ячейке кластера). В процессе обсуждения каждый из вас может корректировать свой кластер.
• Поднимите руку, у кого совпал раздел по данному блоку.

• Считаете ли вы рациональным использование заданий такого раздела?
Благодарим всех за участие в работе и желаем реализовать задачу: создать пособие для своего класса по данной программе.

Дополнительный материал:

Программа по внеурочной деятельности «Успешный школьник» по ликвидации дефицита знаний учащихся 1-4 классов