СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ – Авторская программа

УДК 373.3.016:[51 + 908](470.311-21)
ББК 74.262.21 + 74.26.28
 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ С12

ISBN ​​ 978-5-9907440-1-1

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ​​ 

ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ​​ «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ»

​​ В​​ РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

​​ Савельева Вера Викторовна, учитель начальных классов​​ 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7​​ 

​​ с ​​ углубленным изучением отдельных предметов»,

​​ Россия, г. Серпухов,​​ 

E-mail:saveleva-vera@mail.ru

Светлолобова Светлана Борисовна, учитель начальных классов​​ 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7​​ 

​​ с ​​ углубленным изучением отдельных предметов»,

​​ Россия, г. Серпухов,​​ 

E-mail:svetlolobik@mail.ru

 

Аннотация:

 В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира и математики. К данной программе разработана рабочая тетрадь авторов ​​ Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б. «Серпухов в числах, 4 класс», которая предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности учащихся 4 классов общеобразовательных школ города Серпухова. В тетради содержится материал, включающий в себя математические задачи и исторические сведения о городе Серпухове. Использование пособия​​ обеспечивает формирование и развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.

Abstract:
 In the "Serpukhov in Numbers, the 4th Class" program the following directions​​ of extracurricular activities are realized:​​ spiritual and moral, scientific and informative, patriotic. At implementation of the contents of the program the knowledge gained by children when studying school courses of world around and mathematics extends. To​​ this program the workbook of authors of Savelyeva V. V., Svetlolobova S.B. "Serpukhov in numbers, the 4th class" which is intended for carrying out classes in extracurricular activities of pupils of 4 classes of comprehensive schools of the city of​​ Serpukhov is developed. The notebook contains the material including mathematical tasks and historical data on the city of Serpukhov. Use of a grant provides formation and development of personal and regulatory universal educational actions in younger​​ school students.​​ 

Ключевые слова
Программа внеурочной деятельности «Серпухов в числах» для 4 класса.

Keywords:

 The program of extracurricular activities "Serpukhov in numbers" for 4 classes.

 

В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активную сопричастность​​ к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная.​​ 

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими ​​ и духовно богатыми людьми.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать ​​ в ​​ раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские ​​ годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны - поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в​​ воспитании патриота.​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет​​ выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.​​ 

Система работы по патриотическому воспитанию реализуется в ​​ трёх сферах:

  • в урочной системе;

  • во внеурочной деятельности;

  • в рамках работы с родителями.

Программа «Серпухов в числах» по внеурочной деятельности в 4 классе ​​ разработана в соответствии с требованиями​​ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом современных принципов и методических установок.​​ 

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, ​​ патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира и математики. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена​​ для учащихся начальной школы, педагогов начальных классов и дополнительного образования, родителей учащихся.

Интегрированная программа внеурочной деятельности​​ «Серпухов в числах» ​​​​ направлена на воспитание патриотических чувств, ​​ развитие продуктивного мышления младших школьников, творческих способностей. Программа предусма­тривает формирование умений самостоятельно составлять план действий, следо­вать ему при решении задач, осущест­влять поиск нужной информации, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.  ​​​​ 

Актуальность​​ данной ​​ программы внеурочной деятельности «Серпухов в числах» заключается в формировании ​​ нравственной, социальной, общекультурной личности; в воспитании патриотизма и гражданственности; в развитии продуктивного мышления посредством инновационных форм и методов решения задач, содержащих краеведческий материал о ​​ городе Серпухове.

Цель данной программы:​​ способствовать воспитанию патриотических чувств - любви к малой Родине, ​​ бережного отношения к ​​ историческим и культурным ценностям города Серпухова; развивать ​​ продуктивное мышление младших школьников.

Данная интегрированная программа является комплексным обобщением элементов краеведения ​​ и подлинных математических данных об исторических памятниках и достопримечательностях города Серпухова.

Программа реализуется через использование учебно-методического пособия «Рабочая тетрадь. ​​ Серпухов в числах. 4 класс» авторов Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б.

 ​​ ​​​​ Использование ​​ рабочей тетради «Серпухов в числах. 4 класс» способствует ​​ углублению знаний о малой родине, воспитанию любви к родному ​​ городу ​​ через решение текстовых задач, содержащих краеведческий материал.​​ 

Что представляет из себя рабочая тетрадь «Серпухов в числах» авторов Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б.?​​ 

Это учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности, содержащее 87 страниц. ​​ Материал распределён по ​​ 26 темам. Каждая тема представлена ​​ исторической справкой о достопримечательности или памятнике культуры города Серпухова. После знакомства с исторической справкой предлагаются задачи и творческие задания, направленные на развитие продуктивного мышления.

​​ Курс «Серпухов в числах» включает 34 занятия за учебный год, то есть ​​ одно занятие в неделю.

Данное пособие адресовано детям 4 класса, учителям​​ начальных классов и педагогам дополнительного образования.

​​ Интегрированный курс «Серпухов в числах» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, содержащих интеграцию по краеведению и математике. Особый акцент сделан на воспитание патриотизма​​ и развитие продуктивного мышления младших школьников через инновационные приёмы и методы работы с текстовыми задачами, содержащими краеведческий материал.​​ 

 ​​​​ Эффективность развития компетентностей ​​ учащихся ​​ повышается, если в ​​ основу обучения положена интеграция при проведении внеурочных занятий учащихся.​​ 

Интеграция внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников; создаются условия для участия детей в создании ​​ творческого продукта.

Приёмы работы по развитию продуктивного мышления:

  • использование нестандартных задач ​​ при работе по тетради «Серпухов в числах»;​​ 

  • организация ​​ поиска краеведческой​​ информации для решения задачи или выполнения творческого задания в исторической справке;​​ 

  • сочетание фронтальной работы над задачами с индивидуальной и групповой;​​ 

  • подбор дифференцированных заданий для самостоятельных работ с учетом уровня развития ученика,​​ его возможностей.

Использование рабочей тетради «Серпухов в числах» способствует целенаправленной учебно-воспитательной работе, ориентированной на формирование продуктивного мышления детей и воспитание патриота.

 

Список использованных источников

 

  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., Академия, 2001.-128 с.​​ 

  • Города Подмосковья. Кн.3.- М: Московский рабочий, 1981.-84 с.

  • Гафурова Л. История города Серпухова и Серпуховского края 14-16 вв. Изд-во: ОАО ИПО «Лев Толстой», 2010.- 125 с.​​ 

  • Гарин Г.Ф., Савоскул​​ С.С., Шилов В.В. Серпухов.- М: Московский рабочий, 1989. – 96 с.

  • Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Изд-во:Проспект 2001.- 212 с.

  • ​​ Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., Академия, 2002.- 134 с.​​ 

  • ​​ Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи.-М., Академия, 2001.-

152 с.

  • Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли.- М: Искусство, -М., Высшее образование, 1992.- 142 с.

  • Садков В.А., Москалева Л.Г. Серпуховский историко-художественный музей. Русская и западноевропейская живопись.- Тула: Власта, 2005.-78 с.

  • ​​ Серпухов. Московская область. План города.- Гео Медиа - Принт, 2004.-126 с.