Статья – Использование пособий серии успешный школьник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЙ СЕРИИ «УСПЕШНЫЙ ШКОЛЬНИК» КАК ГАРАНТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.

Савельева В.В., Светлолобова С.Б., учителя начальных классов​​ 

 

 

Быстрое развитие науки в наше время, новые достижения в области телекоммуникаций, введение в повседневный обиход микропроцессорной техники, компьютеров существенно расширило объем знаний, требуемых современному человеку. Однако способность человека усваивать информацию осталась на прежнем уровне. Прямое увеличение количества информации, получаемой на уроках в школе, лишь частично решает проблему, так как часто влечет за собой информационное пресыщение. Следовательно, увеличивается вероятность возникновения неврозов и других психических отклонений у детей.

По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

В настоящее время главной​​ задачей учителя​​ начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых​​ компетенций, умения видеть перспективу​​ применения полученных знаний на​​ практике, легко​​ адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из путей решения этих вопросов​​ является применение​​ современных педагогических технологий в​​ образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся. К таким технологиям можно​​ отнести игровые​​ технологии, проблемное​​ обучение, информационно-коммуникационные технологии​​ и другие. В самых​​ разных системах​​ обучения игре​​ отводится особое​​ место. И​​ определяется это​​ тем, что​​ игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок​​ от рождения​​ и до​​ наступления зрелости уделяет​​ огромное внимание играм.

Дети​​ легко вовлекаются​​ в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего​​ школьника игра​​ имеет исключительное​​ значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы, вызывая​​ у учащихся​​ живой интерес к процессу познания.

В чём заключалась​​ идея создания​​ серии «Успешный школьник»?

 

Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано не только для индивидуальной работы в школе и дома, но и для групповой при проведении уроков в общеобразовательных школах, в классах коррекции (по новому​​ образовательному стандарту второго поколения). ​​ Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике.

Что представляют​​ собой пособия этой серии?

 

​​ Это готовые​​ двусторонние карточки (по разным темам школьной программы): с одной стороны задание, а с другой - ответ и дидактический материал для осмысления ошибки, её исправления и отработки.

Экспериментальная деятельность по апробации данных пособий проводилась на протяжении 10 лет. Результаты исследования показали, что использование данных пособий позволяет справиться со школьными трудностями в кратчайшие сроки в увлекательной форме, качество знаний учащихся повышается на 5-15%.​​ 

Какие условия предъявляются к тем, кто использует эти пособия?​​ 

Условие: ребёнок играет ежедневно в течение 10 минут.

Карточки с​​ заданием, с​​ которым ребёнок справился без ошибок, откладываются в сторону (в одну стопку). Ученик продолжает работать с оставшимися карточками.

Достоинство пособий состоит в том, что они дают возможность для плодотворной самостоятельной работы ребёнка и самопроверки знаний. Игры-упражнения способствуют развитию интереса к русскому языку и математике.

Какие результаты получают​​ дети, используя​​ пособия серии «Успешный школьник»?

 

Дети в кратчайшие сроки​​ усвоят те​​ темы, которые​​ обычно вызывают​​ затруднения при усвоении. Качество знаний у учащихся, работающих по данным пособиям, значительно повысится.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при​​ усвоении программы по​​ математике. Одной из основных задач обучения математике является формирование сознательных, прочных, доведённых до автоматизма, навыков вычислений.​​ 

Хотим представить Вам пособия по математике серии «Успешный школьник».

 

В серию включены темы: «Величины», «Состав чисел в пределах 10», «Сложение чисел​​ с переходом через десяток в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Табличные случаи умножения», «Табличные случаи деления».​​ 

Возраст учащихся, которым адресованы пособия, 6-10 лет.

 Современный ритм жизни накладывает свой отпечаток на семью.​​ Не у всех родителей, в силу​​ объективных и​​ субъективных причин, есть возможность проконтролировать своего ребёнка, т.е. проверить качество и правильность выполнения задания.​​ 

Достоинство представленных игр-упражнений​​ заключается в​​ том, что они дают возможность для плодотворной самостоятельной работы ребёнка и самопроверки знаний.​​  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Наши пособия имеют лицевую и обратную сторону. На лицевой стороне находится задание, а на обратной – ответ и материал для отработки допущенной​​ ошибки или​​ автоматизации навыка. Именно благодаря материалу на обратной стороне​​ карточки снимается​​ напряжение и тревога у детей по поводу правильности выполнения задания. Ребёнок  ​​​​ не боится ошибиться, он испытывает положительные эмоции при работе.​​ Чем чаще ребёнок будет испытывать радость в процессе обучения, тем быстрее в его сознании закрепится позитивное отношение к учёбе, к школе.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим​​ подразумевается такое​​ качество деятельности,​​ которое характеризуется​​ высоким уровнем мотивации, осознанной​​ потребностью в​​ усвоении знаний, результативностью.​​ 

На​​ протяжении десяти​​ лет нами проводилась апробация данных дидактических пособий. ​​ 

На следующих​​ слайдах мы​​ увидим результаты апробации игр-упражнений по шести темам. Исследование показало хорошие результаты: при​​ использовании пособий серии​​ «Успешный школьник» КЗ повышается на 5-15%. При этом дети испытывают радость и удовлетворение от учебной деятельности.

 

Теперь мы хотим представить игры-упражнения по русскому​​ языку серии​​ «Успешный школьник»: «Словарные слова, 4 класс», «Характеристика звуков», «Слова-синонимы», «Слова-антонимы», «Падежи».​​ 

 

Принцип работы с данными пособиями такой же, как​​ и в​​ играх-упражнениях по математике.​​ 

Апробация игр-упражнений проводилась в течение 10 лет. Результаты проведенных​​ исследований показали, что пособия позволяют справиться со​​ многими трудностями по​​ русскому языку в кратчайшие сроки. Качество знаний у учащихся повышается​​ на 5-12%.​​ На последующих 5 слайдах представлены положительные результаты апробации игр-упражнений.

 

Ко всем дидактическим пособиям серии «Успешный школьник» прилагаются​​ аннотации, пояснительные​​ записки, результаты апробации, рецензии кандидата филологических наук Светланы Валерьевны Шармар и кандидата педагогических наук Людмилы Романовны Маркиной.

Образование, полученное в начальной школе, является базой всего последующего обучения. Это касается сформированности УУД (универсальных учебных действий), которые обеспечивают умение учиться.

Игры-упражнения позволяют сделать процесс усвоения знаний​​ более продуктивным, способствуют формированию универсальных учебных​​ действий: регулятивных, познавательных (обще учебных, логических).​​ 

 

Пособия серии​​ «Успешный школьник» способствуют развитию умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и самостоятельно оценивать учебные действия и их результат.​​ 

Наиболее ценными, на наш​​ взгляд, эти​​ пособия являются для детей с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к школьным предметам.

Использование пособий серии «Успешный школьник» выступает гарантом успешной деятельности и формирования универсальных действий у младших школьников.​​