ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЙ СЕРИИ «УСПЕШНЫЙ ШКОЛЬНИК» КАК ГАРАНТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.
Савельева В.В., Светлолобова С.Б., учителя начальных классов
Быстрое развитие науки в наше время, новые достижения в области телекоммуникаций, введение в повседневный обиход микропроцессорной техники, компьютеров существенно расширило объем знаний, требуемых современному человеку. Однако способность человека усваивать информацию осталась на прежнем уровне. Прямое увеличение количества информации, получаемой на уроках в школе, лишь частично решает проблему, так как часто влечет за собой информационное пресыщение. Следовательно, увеличивается вероятность возникновения неврозов и других психических отклонений у детей.
По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
В настоящее время главной задачей учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы, вызывая у учащихся живой интерес к процессу познания.
В чём заключалась идея создания серии «Успешный школьник»?
Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано не только для индивидуальной работы в школе и дома, но и для групповой при проведении уроков в общеобразовательных школах, в классах коррекции (по новому образовательному стандарту второго поколения). Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике.
Что представляют собой пособия этой серии?
Это готовые двусторонние карточки (по разным темам школьной программы): с одной стороны задание, а с другой - ответ и дидактический материал для осмысления ошибки, её исправления и отработки.
Экспериментальная деятельность по апробации данных пособий проводилась на протяжении 10 лет. Результаты исследования показали, что использование данных пособий позволяет справиться со школьными трудностями в кратчайшие сроки в увлекательной форме, качество знаний учащихся повышается на 5-15%.
Какие условия предъявляются к тем, кто использует эти пособия?
Условие: ребёнок играет ежедневно в течение 10 минут.
Карточки с заданием, с которым ребёнок справился без ошибок, откладываются в сторону (в одну стопку). Ученик продолжает работать с оставшимися карточками.
Достоинство пособий состоит в том, что они дают возможность для плодотворной самостоятельной работы ребёнка и самопроверки знаний. Игры-упражнения способствуют развитию интереса к русскому языку и математике.
Какие результаты получают дети, используя пособия серии «Успешный школьник»?
Дети в кратчайшие сроки усвоят те темы, которые обычно вызывают затруднения при усвоении. Качество знаний у учащихся, работающих по данным пособиям, значительно повысится.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении программы по математике. Одной из основных задач обучения математике является формирование сознательных, прочных, доведённых до автоматизма, навыков вычислений.
Хотим представить Вам пособия по математике серии «Успешный школьник».
В серию включены темы: «Величины», «Состав чисел в пределах 10», «Сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Табличные случаи умножения», «Табличные случаи деления».
Возраст учащихся, которым адресованы пособия, 6-10 лет.
Современный ритм жизни накладывает свой отпечаток на семью. Не у всех родителей, в силу объективных и субъективных причин, есть возможность проконтролировать своего ребёнка, т.е. проверить качество и правильность выполнения задания.
Достоинство представленных игр-упражнений заключается в том, что они дают возможность для плодотворной самостоятельной работы ребёнка и самопроверки знаний.
Наши пособия имеют лицевую и обратную сторону. На лицевой стороне находится задание, а на обратной – ответ и материал для отработки допущенной ошибки или автоматизации навыка. Именно благодаря материалу на обратной стороне карточки снимается напряжение и тревога у детей по поводу правильности выполнения задания. Ребёнок не боится ошибиться, он испытывает положительные эмоции при работе. Чем чаще ребёнок будет испытывать радость в процессе обучения, тем быстрее в его сознании закрепится позитивное отношение к учёбе, к школе.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью.
На протяжении десяти лет нами проводилась апробация данных дидактических пособий.
На следующих слайдах мы увидим результаты апробации игр-упражнений по шести темам. Исследование показало хорошие результаты: при использовании пособий серии «Успешный школьник» КЗ повышается на 5-15%. При этом дети испытывают радость и удовлетворение от учебной деятельности.
Теперь мы хотим представить игры-упражнения по русскому языку серии «Успешный школьник»: «Словарные слова, 4 класс», «Характеристика звуков», «Слова-синонимы», «Слова-антонимы», «Падежи».
Принцип работы с данными пособиями такой же, как и в играх-упражнениях по математике.
Апробация игр-упражнений проводилась в течение 10 лет. Результаты проведенных исследований показали, что пособия позволяют справиться со многими трудностями по русскому языку в кратчайшие сроки. Качество знаний у учащихся повышается на 5-12%. На последующих 5 слайдах представлены положительные результаты апробации игр-упражнений.
Ко всем дидактическим пособиям серии «Успешный школьник» прилагаются аннотации, пояснительные записки, результаты апробации, рецензии кандидата филологических наук Светланы Валерьевны Шармар и кандидата педагогических наук Людмилы Романовны Маркиной.
Образование, полученное в начальной школе, является базой всего последующего обучения. Это касается сформированности УУД (универсальных учебных действий), которые обеспечивают умение учиться.
Игры-упражнения позволяют сделать процесс усвоения знаний более продуктивным, способствуют формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных (обще учебных, логических).
Пособия серии «Успешный школьник» способствуют развитию умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и самостоятельно оценивать учебные действия и их результат.
Наиболее ценными, на наш взгляд, эти пособия являются для детей с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к школьным предметам.
Использование пособий серии «Успешный школьник» выступает гарантом успешной деятельности и формирования универсальных действий у младших школьников.