Статья
Программа и УМК «Учимся правильно читать и излагать мысли»
(1 – 4 класс) авторов Савельевой В.В., Светлолобовой С. Б.
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти –книги.
К.Д. Паустовский
Сегодня мы хотим представить Вашему вниманию дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и УМК «Учимся правильно читать и излагать мысли», которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования, с учетом современных принципов и методических установок.
В программе реализуются следующие направления: обще интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное.
Программа является актуальной, так как созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и её носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.
Еще совсем недавно Россия была одной из самых читающих стран мира. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки современных школьников существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, многие дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Читающие дети отличаются более высоким уровнем развития интеллекта. Они лучше владеют речью, как устной, так и письменной, имеют больший объем памяти. Они точнее формируют мысли, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Необходимо, чтобы на каждом уроке дети овладевали важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Цель: учить детей правильно читать и излагать мысли.
Новизна программы и УМК «Учимся правильно читать и излагать мысли» заключается в реализации двух направлений работы: развитие технической стороны, сознательное чтение.
Задачи:
развитие техники чтения через использование игр-упражнений;
развитие у учащихся такого качества чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения; выработка привычки к вдумчивому чтению;
развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
расширение словарного запаса учащихся;
развитие воображения, литературно-творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи учащихся.
Особенности работы при реализации программы:
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
системность и плановость;
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность.
Принципы программы «Учимся правильно читать и излагать мысли»
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и научить сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает литературные жанры: сказки, рассказы, басни.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от чтения вслух до чтения про себя.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению, осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Для снятия эмоционального и физического напряжения, для повышения интереса к изучаемому материалу, для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая.
Активизации деятельности младших школьников способствуют разнообразные виды работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Для отслеживания результативности образовательного процесса создан пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов: комплект диагностических работ на начало и конец года во 2-4 классах.
Программа реализуется через использование учебно-методического комплекта «Учимся правильно читать и излагать мысли» (1-4 класс) авторов В.В. Савельевой, С.Б. Светлолобовой, в который входят 4 пособия: «33 ступени к успеху» (1 класс), «Учимся правильно читать и излагать мысли» (2-4 классы).
Игры-упражнения пособия «33 ступени к успеху» (1 класс) способствуют развитию навыков правильного, беглого, сознательного чтения, развивают память, внимание. Они способствуют формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных (обще учебных, логических).
Методическое требование к работе с пособием в 1 классе: постепенное движение от одной ступени к другой. Книгу можно использовать не только для индивидуальной работы с ребёнком во внеурочное время, но и при проведении групповых занятий. Задания игр-упражнений подобраны по принципу усложнения: слог-слово-предложение-текст. В основном, используются короткие рассказы Л. Н. Толстого, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, И.С. Соколова-Микитова и др. писателей. В книге много интересных текстов, которые повествуют об истории изобретений.
Задачи пособий на 2-4 класс «33 ступени к успеху. Учимся правильно читать и излагать мысли»: создание условий для обучения правильному чтению и изложению мыслей. Особый акцент в пособиях во 2,3, 4 классах сделан на осмысленность чтения, на овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации). Дети приобщаются к литературе как искусству слова. В процессе занятий происходит активизация, расширение словаря детей. Ведётся работа над развитием связной речи. Дети учатся работа по алгоритму учебных действий при работе с текстом: делят текст на законченные по смыслу части, выделяют в них главное, находят опорные слова, определяют тему произведения и его смысл в целом, составляют план прочитанного и пересказывают содержание.
Особенности реализации программы
Данная программа реализуется на внеурочных занятиях в 1 – 4 классах школы. Реализация программы рассчитана на детей 6-11 лет объёмом 135 часов: один раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводят как с группой детей, так и индивидуально. Продолжительность занятий: в 1 классе по 35 минут (33 часа), во 2-4 классах – по 45 минут (34 часа). Место проведения – учебный кабинет.
Формы проведения занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Учимся правильно читать и излагать мысли»
Личностные результаты:
осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
осмысление значимости литературы как важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
осознание важности в умении слушать собеседника и вести диалог, признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения, изложение своего мнения и аргументация его.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения для личного развития;
использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
овладение умением поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочных материалов;
выделение существенной информации из небольших читаемых текстов;
прогнозирование содержания текста до чтения;
умение работать с текстом, пользуясь алгоритмом учебных действий;
использование справочных источников для понимания и получения дополнительной информации.
УМК «Учимся правильно читать и излагать мысли» способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей; стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самосовершенствованию, создает большие возможности для становления личности учащихся.
Список литературы
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. - Москва, «ВАКО», 2006