Статья – Учимся правильно читать и излагать мысли

Статья

Программа и УМК «Учимся правильно читать и излагать мысли»​​ 

(1 – 4 класс) авторов Савельевой В.В., Светлолобовой С. Б.

 

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных​​ друзей. Друзья эти –книги.​​ 

К.Д. Паустовский

 

Сегодня мы хотим представить Вашему вниманию дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и УМК​​ «Учимся правильно читать и излагать мысли»,​​ которая​​ разработана​​ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования, с учетом современных принципов и методических установок.

В программе реализуются следующие направления:​​ обще интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное.

Программа является​​ актуальной,​​ так как​​ созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и её носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

Еще совсем недавно Россия была одной из самых читающих стран мира. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки современных школьников существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, многие дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. ​​ Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Читающие дети отличаются более высоким уровнем развития интеллекта. ​​ Они лучше владеют речью, как устной, так и письменной, имеют больший объем памяти. ​​ Они точнее формируют мысли, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Необходимо, чтобы на каждом уроке дети​​ овладевали важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.​​ 

Цель:​​ учить детей правильно читать и излагать мысли.​​ 

 ​​ ​​​​ Новизна программы и УМК​​ «Учимся правильно читать и излагать мысли» заключается в реализации​​ двух направлений работы: развитие технической стороны, сознательное чтение.

Задачи:

  • развитие техники чтения через использование игр-упражнений;

  • развитие у учащихся такого качества чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения; выработка привычки к вдумчивому чтению;

  • развитие​​ устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • ​​ формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи учащихся.

Особенности работы при  ​​​​ реализации программы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;​​ 

  • системность и плановость;

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • наглядность.

Принципы программы «Учимся правильно читать и излагать мысли»

Художественно-эстетический принцип​​ определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение​​ к действительности.​​ 

Литературоведческий принцип​​ с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и научить сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение​​ и в том, что программа охватывает литературные жанры: сказки, рассказы, басни. ​​ 

Коммуникативно-речевой принцип​​ нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших​​ школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от чтения вслух до чтения про себя.​​ 

Программа построена таким​​ образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению, осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.​​ 

Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. ​​ Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Для снятия эмоционального и физического напряжения, для повышения интереса к изучаемому​​ материалу, для того чтобы​​ занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая.​​ 

Активизации деятельности младших школьников способствуют разнообразные виды работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. ​​ 

Для отслеживания результативности образовательного процесса создан​​ пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов: комплект диагностических работ на начало и конец года во 2-4 классах.

Программа реализуется​​ через использование учебно-методического комплекта «Учимся правильно читать и излагать мысли» (1-4 класс) авторов В.В. Савельевой, С.Б. Светлолобовой, в который входят 4 пособия: «33 ступени к успеху» (1 класс), «Учимся правильно читать и излагать мысли» (2-4 классы).

Игры-упражнения пособия «33 ступени к успеху» (1 класс) способствуют развитию навыков правильного, беглого, сознательного чтения, развивают память, внимание. Они способствуют формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных (обще учебных, логических).

Методическое требование к работе с пособием в 1 классе: постепенное движение от​​ одной ступени​​ к другой. Книгу можно использовать не только для индивидуальной работы с ребёнком во внеурочное время, но и при проведении групповых занятий. Задания игр-упражнений подобраны по принципу усложнения:​​ слог-слово-предложение-текст. В основном, используются короткие рассказы Л.​​ Н.​​ Толстого, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, И.С. Соколова-Микитова и др. писателей. В книге много интересных текстов, которые повествуют об истории изобретений.

Задачи пособий на​​ 2-4 класс «33 ступени к успеху. Учимся правильно читать и излагать мысли»: создание условий для обучения правильному чтению и изложению мыслей. Особый акцент в пособиях во 2,3, 4 классах сделан на осмысленность чтения, на овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации). Дети приобщаются к литературе как искусству слова. В процессе​​ занятий происходит​​ активизация, расширение словаря детей.  ​​​​ Ведётся работа над развитием связной речи.​​ ​​ Дети учатся работа по алгоритму учебных действий при работе с текстом:​​ делят текст на законченные по смыслу части, ​​ выделяют в них главное, ​​ находят опорные слова, определяют тему произведения и его смысл в целом, составляют план прочитанного и пересказывают содержание.

Особенности реализации программы

Данная программа реализуется на внеурочных занятиях в 1 – 4 классах школы. Реализация программы рассчитана на детей 6-11 лет объёмом 135 часов:​​ один раз в неделю во второй половине дня.​​ Занятия​​ проводят как с группой детей, так и индивидуально. Продолжительность занятий: в 1 классе по 35 минут (33 часа), во 2-4 классах – по 45 минут (34 часа). Место проведения – учебный кабинет.

Формы проведения занятий:​​ индивидуальная, фронтальная, групповая.

Планируемые результаты освоения обучающимися​​ программы «Учимся правильно читать и излагать мысли»

Личностные результаты:

  • осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;

  • осмысление значимости литературы как важного сред­ства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной​​ деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

  • осознание важности в умении слушать собеседника и вести диалог, признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения, изложение своего мнения и аргументация его.

 

Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и​​ задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение умением поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий​​ с использованием​​ справочных материалов;

  • выделение существенной информации из небольших читаемых текстов;

  • прогнозирование содержания текста до чтения;

  • умение работать с текстом, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • использование справочных источников для понимания и получения дополнительной информации.

УМК «Учимся​​ правильно читать и излагать мысли»​​ способствует развитию интеллектуальных и​​ познавательных способностей; стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самосовершенствованию,​​ создает большие возможности для становления личности учащихся.

 

Список литературы

  • Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  • Волина​​ В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

  • Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999

  • Гостимская Е.С., Мишина М.​​ И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

  • Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

  • Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

  • Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр.​​ АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  • Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  • Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  • Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю.,​​ Волгоград: Учитель, 2007

  • Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному​​ чтению. -​​ Москва, «ВАКО», 2006