ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ЗА ГОД ДО ШКОЛЫ»
(Авторы-составители: Савельева В.В., Светлолобова С.Б.)
Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, педагоги отмечают низкий уровень произвольности внимания и памяти, неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствие ориентировки на способ действия, низкий уровень развития самоконтроля. У многих детей отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в школьную жизнь, стал успешным учеником, необходимо создать определённые педагогические условия ещё до поступления в школу.
Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста.
Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков».
Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. Основные характерологические черты личности ребёнка складываются до 5 - 8 летнего возраста. Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс, что дает возможность раскрыть силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Программа «За год до школы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности дошкольника, ориентирована на приобретение дошкольниками общеинтеллектуальных универсальных действий.
Данная программа является актуальной, так как дает возможность подготовить детей к школе с целью их успешного овладения школьной программой для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка.
При подготовке к школе программа «За год до школы» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования
Цель: подготовка ребенка к школьной жизни (успешная адаптация), новой ведущей деятельности, успешному усвоению программы начальной школы; разностороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться, развитие устойчивого внимания, наблюдательности, организованности;
развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве;
развитие связной, правильной речи, фонематического слуха;
овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте;
развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать взрослого и товарища, действовать совместно с другими);
развитие волевой готовности ребенка.
Данная программа включат в себя три направления: речевое развитие, развитие математических способностей, работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Содержание, предложенное в рабочей тетради «За год до школы», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно- ориентированных и развивающих технологий.
На занятиях решается комплекс задач образовательных областей, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Реализация программы способствует социально-коммуникативному развитию детей: успешному взаимодействию ребенка со взрослым и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и регулирования собственных действий.
Выполнение заданий в тетради способствует формированию у ребенка предпосылок учебной деятельности:
- решения интеллектуальных задач, соответствующих возрасту;
- применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем);
- планирования своих действий, направленных на достижение конкретной цели;
- овладения умением понимать учебную задачу, самостоятельно решать ее, осуществлять самоконтроль и самооценку выполненной работы, руководствуясь пояснениями взрослого.
Список литературы
1. Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 384 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
3. Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г. Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. - 2010. - № 1. - С.4-7.
4. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. - 2012. - № 2. - С. 12-14.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Смысл, 2012. - 224 с.