Нетрадиционные уроки в начальной школе

Материал будет полезен для педагогов начальных классов.

Презентация

pr-netr01
pr-netr02
pr-netr03
pr-netr04
pr-netr05
pr-netr06
pr-netr07
pr-netr08
pr-netr09
pr-netr10
pr-netr11
pr-netr12
pr-netr13
pr-netr14
pr-netr15
pr-netr16
pr-netr17
pr-netr18
pr-netr19
pr-netr20
pr-netr21
pr-netr22
pr-netr23
pr-netr24
PlayPause
previous arrow
next arrow
pr-netr01
pr-netr02
pr-netr03
pr-netr04
pr-netr05
pr-netr06
pr-netr07
pr-netr08
pr-netr09
pr-netr10
pr-netr11
pr-netr12
pr-netr13
pr-netr14
pr-netr15
pr-netr16
pr-netr17
pr-netr18
pr-netr19
pr-netr20
pr-netr21
pr-netr22
pr-netr23
pr-netr24
previous arrow
next arrow

Статья

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Савельева В.В., Светлолобова С.Б., учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Начальное образование – это фундамент дальнейшего общего и специального образования. В первую очередь это относится к сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества между учителем и учениками. В последние годы внимание к нетрадиционным формам проведения урока в начальной школе значительно выросло.

Это связано с тем, что современные дети значительно отличаются от детей, которые обучались лет 10-15 назад. Резко выросла информированность детей, эрудиция, но недостатком наших учеников является то, что они мало читают. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

Нетрадиционные формы уроков способствуют формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах.

Нетрадиционный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Его отличает отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов.
В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Главной задачей учителя становится не «донести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед детьми задачи. Мы, учителя, должны помнить о том, что творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться. Необходимо помнить, что нетрадиционные уроки приносят пользу только тогда, когда им найдено точное место среди обычных уроков.
Для учителя нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности; это возможность для самореализации, творческого подхода к работе.

Для учащихся нетрадиционный урок – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, возможность развивать свои творческие способности и личные качества, способ оценить роль знаний и применить их на практике.

Типы уроков отличаются доминированием определённой функции. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям урока:

  1. По основной дидактической цели.
  2. По основному способу и форме их проведения
  3. По основным этапам учебного процесса.
    Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полным имеющиеся типологии. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков.(Посмотрите таблицу в раздаточном материале «Типы нетрадиционных уроков по форме их проведения»)
    Давайте рассмотрим несколько типов нетрадиционных уроков. На этом слайде представлены уроки в форме соревнований и игр.

Далее представлены уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике.

Здесь представлены уроки, напоминающие публичные формы общения.

Уроки, основанные на имитации деятельности организаций.

Посмотрите – на этом слайде представлены уроки, опирающиеся на фантазию.

Существует классификация уроков по Кульневич Сергею Владимировичу, Т.П. Лакоцениной.

Учитель должен проанализировать весь материал по предмету и определить, какие именно уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Нетрадиционные уроки требуют тщательной подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся.
Рассмотрим урок-игру.

Урок–игра – эффективное средство активизации учебной деятельности школьника. Именно в игре легче постигаются учёные премудрости. Урок-игра имеет структуру, включающую следующие компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Современные младшие школьники с удовольствием включаются в игру, где они ощущают себя взрослыми, принимают и воплощают свои решения в жизнь.

Урок – ролевая игра построен на использовании имитации жизненных ситуаций с распределением ролей. Проведение такого урока связано с преодолением трудностей, заложенных в противоречивом характере ролевой игры. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней должно иметь место и условность, и серьёзность. Кроме того, она проводится в соответствии с определёнными правилами, которые предусматривают элементы импровизации.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды.

Игры–путешествия – это яркая, эмоциональная, игровая форма работы. Она имеет свои отличительные особенности (Посмотрите в раздаточном материале):
-наличие карты;

  • в карте игры-путешествия отмечаются все остановки (станции), на которых предстоит побывать участникам путешествия;
  • определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети (самолет, ракета, велосипед, машина и т.д.);
  • перемещение со станции на станцию может сопровождаться музыкальными заставками, игровыми конкурсами, стихами и т.д.;
  • в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры (распределение ролей, форма или ее отдельные элементы и т.д.);
  • путешествие обычно заканчивается в том месте, откуда оно начиналось (класс, город или поселок, в котором живут дети и т.д.)
    Игра – путешествие может включать в себя музыку, танцы, элементы театрализации, познавательные конкурсы и т.д.
    Такой урок позволяет разнообразить виды работ, найти каждому ученику занятие по душе.
    Кроме этого, материал таких уроков расширяет кругозор учащихся.
    Урок – путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока.

Форма проведения уроков – соревнований (конкурсов) может быть различной: поединок, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Счастливый случай», «Брейн-ринг».
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решения чередующихся заданий, предложенных учителем. Этапы проведения урока-конкурса есть в раздаточном материале.

Урок-кроссворд – нетрадиционный урок, построенный таким образом, что в результате выполнения детьми предложенных заданий, дети отгадывают кроссворд (1 задание – одно слово).
Пример: Каждый этап урока – новая колонка по горизонтали. В конце урока дети должны прочитать слово, спрятанное в вертикальной колонке.

Ещё одной формой проведения нетрадиционных уроков является урок-КВН.
Функции урока-игры КВН: обучающая, коммуникативная, развивающая, воспитательная, развлекательная.
План проведения КВН (этапы проведения есть в раздаточном материале и на слайде):
Вступительное слово.
Приветствие.
Разминка.
Домашнее задание.
Конкурс болельщиков.
Конкурс “Узнай предметы”.
Конкурс капитанов.
Подведение итогов.

Мы хотим поделиться опытом проведения уроков-пресс-конференций. Методисты рекомендуют использовать уроки-пресс-конференции на всех предметах, но всё же большее предпочтение отдаётся предметам гуманитарного цикла.
В чём заключается специфика данной формы организации обучения учащихся?
• Весь урок проходит в виде пресс-конференции, на которой выступают и учащиеся, и учитель, который помогает направить деятельность учащихся, поставить перед ними проблему, которая соответствует тематике данного урока, предотвратить ошибки.
• Перед проведением такого урока выбирается тема (целесообразно проводить уроки-пресс-конференции на обобщающих уроках по теме).
• За несколько дней до урока класс делится на группы, равные по силам. Каждая группа представляет собой журналистов какой-либо газеты или журнала. Они заранее готовят вопросы по теме.
• Группа из более сильных учащихся представляет собой пресс-центр.
• Для проведения данного урока следует продумать размещение мебели в классе, расположение пресс-центра и каждой группы «журналистов».

Урок-пресс-конференция состоит из 4 этапов (Посмотрите в раздаточном материале):
• Открытие конференции, сообщение темы.
• Вопросы «журналистов», ответы сотрудников пресс-центра.
• Подготовка и оформление редакционных заданий (каждый «журналист» или группа пишет на основе ответов на свой вопрос заметку в журнал)
• Выпуск экспресс-газеты, подведение итогов.

Сегодня учитель обладает немалым запасом средств, приёмов и форм, чтобы пробудить интерес у школьников, поддержать его. Организация нетрадиционного обучения способствует овладению школьниками приёмами умственной, практической деятельности. Овладев этими приёмами, ученики становятся более самостоятельными, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний. Благодаря этому дети с проблемами в обучении становятся успешными учениками. Нетрадиционные уроки в начальной школе помогают учителям формировать положительные эмоции у детей, способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности, взаимовыручки, помогают закрепить и расширить изученный материал. Нетрадиционные уроки создают психологический комфорт, поддерживают внимание учащихся, выступают средством повышения интереса и познавательной активности младших школьников.

Представленные на этом слайде книги помогут Вам облегчить подготовку к таким урокам.