Программа по внеурочной деятельности «Успешный школьник» по ликвидации дефицита знаний учащихся 1-4 классов

Программа по внеурочной деятельности «Успешный школьник» по ликвидации дефицита знаний учащихся 1-4 классов (скачать docx)

Савельева В.В., Светлолобова С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по внеурочной деятельности​​ 

«Успешный школьник»

По​​ ликвидации дефицита знаний учащихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по ликвидации дефицита ​​ знаний учащихся ​​ «Успешный школьник» для обучающихся 1-4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь­ного общего образования Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования (да­лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори­теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования, обострили проблему школьной неуспеваемости. В каждом классе есть учащиеся, которые не усваивают учебную программу. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для продуктивного обучения ребенка в среднем и старшем звене.

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для всех обучающихся. На ее достижение направлена реализация программы внеурочной деятельности по ликвидации дефицита ​​ знаний учащихся ​​ «Успешный школьник» для 1-4 классов,​​ где каждый ученик сможет восполнить недостающие знания, сформировать ключевые компетенции. Направленность программы – социально-педагогическая.

Цель программы​​ – ликвидация дефицита знаний через развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:​​ 

  • развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: ​​ памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин в практической деятельности.

Программа представляет​​ собой ​​ систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 4 года обучения. Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю.​​ 

Количество часов по годам обучения:​​ 

1 год обучения – 33 часа в год (1 раз в неделю по 35 минут);

2 год обучения -34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);

3 год обучения – 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);

4 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут).

Формы занятий:​​ 

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ​​ ролевая и деловая игра;​​ 

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:​​ 

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;​​ 

  • ​​ индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • ​​ групповой – организация работы в группах;​​ 

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Содержание ​​ программы

Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха и орфографической зоркости. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия и описания ​​ предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию ​​ наблюдательности. Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения ​​ задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие ​​ связной речи. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Игры-упражнения для развития техники чтения. Осмысленность чтения.​​ Овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации), приёмами понимания и анализа текстов; умениями, навыками различных видов устной речи. Определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Приобщение к литературе как искусству слова.​​ Активизация, расширение словаря детей. ​​ Работа со словарями, справочными изданиями, энциклопедиями - гарант успешности в работе над пониманием слова. Работа с алгоритмом учебных действий при работе с текстом,​​ деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, выделение опорных слов, определение темы произведения и его смысла в целом, составление плана прочитанного и пересказ его содержания.

Ожидаемые результаты, способы определения их результативности

Личностными результатами​​ изучения курса является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

Метапредметными результатами​​ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • читать и пересказывать текст;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами​​ изучения курса являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • итоговый контроль;

  • самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

Перед тем, как проводить занятие с детьми, учитель​​ выявляет в знаниях учащихся пробелы, которые требуют быстрой ликвидации (фактический уровень знания детей).

Диагностические работы ​​ в начале и конце года ​​ можно ​​ проводить, используя  ​​​​ пособия Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б. «Учимся правильно читать и излагать мысли» 1-4 класс. На ​​ предложенном материале ​​ рекомендовано выполнить задания (по выбору учителя), например: найди «опасные» места, поставь ударение, обведи все буквы «б», зачеркни все буквы «у», составь задачу по рисунку, которая будет решаться ​​ в 1 (2 или 3 действия) и реши её.

Рекомендовано на каждом уроке брать темы из разных блоков.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название, содержание блока​​ 

Количество часов

1

Блок «Чтение»

Игры-упражнения «Найди лишнюю букву», «Найди лишнее слово», «Быстрый взгляд», «Составь слова», «Успех», «Особенная буква», «Успей за мной», «Читай только последний слог», «Читай через слово», «Подчеркни слово», «Диктор».

Чтение текста. Ответы на вопросы по содержанию текста. Перескажи текст. Назови «опорные» слова. Укажи, ​​ в каком порядке происходили события ( расположи предложения в нужном порядке). Дополни план. Раздели рассказ на смысловые части и составь план и др.

 

9

2

Блок «Математика»

Реши примеры ( за 1 минуту), составь задачу по картинке, составь и реши обратную задачу, скопируй рисунок по клеткам, начерти геометрическую фигуру, найди отличия, выполни графический диктант, сравни величины, распредели предметы, числа, числовые выражения по группам, найди неизвестный компонент и др.

9

3

Блок «Русский язык».​​ 

Спиши предложение, поставь ударение, найди ​​ «опасные» места, определи части речи, назови орфограмму, найди проверочное слово, измени слова по образцу, поставь предложения в нужном порядке, дополни рассказ, вставь нужную букву, сделай звуковую запись слова ​​ и др.

9

4

Блок «Развитие ​​​​ психических познавательных процессов»

Отгадывание загадок, посчитай количество многоугольников, ​​ найди отличия, закономерность; задания со спичками, ребусы, запомни увиденные изображения и нарисуй по памяти и др.​​ 

7

 

Итого

34

 

Список ​​ литературы

1. Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней

общеобразовательной школы / С.А. Амбалова // Азимут научных исследований:

педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). - С. 280-283.​​ 

2. Антипова И.В. Неуспеваемость младших школьников как психолого-педагогическая

проблема / И.В.Антипова, Л.Ф. Алимская //Инновационные стратегии развития

педагогического образования: сб. науч. трудов ХШ междунар. очно-заочной науч.-метод.

конф.: в 2 ч. - 2017. - С. 12-14

3. Богданова В.В. Особенности формирования познавательной активности у

слабоуспевающих младших школьников / В.В. Богданова, Е.В. Коломенская //

Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2017. - № 6. - С. 3-10.​​ 

4. Бойко И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике

неуспеваемости младших школьников / И.Н. Бойко // Прикладная психология:

современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб.

материалов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения. - 2017. - С. 131-134.​​ 

5. Гафарова Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения

этой проблемы / Р.И. Гафарова, Е.В. Головнева // Научный альманах. - 2017. - № 2-2 (28).​​ 

С. 77-80.​​